|
Повесть 3-я Капризный новичок |
|||
Оглавление (кратк.): Часть I 1. Передышка Часть II 2. Старт 2.1. Инженер-разнорабочий 2.2. Чужой среди своих 2.2.1. Поучатель учителей |
2.2.2. Поучатель руководителей производств 2.2.3. Систему бы сменить… 2.2.4. Опять к образованию 2.2.5. Лицом к Гению! 2.3. Планка себе и другим 2.4. О привычках и логичности поступков 2.5. Плановый нарыв 3. Прорыв |
Часть III 5. Гвоздь левши Часть IV 8. Содружество 9. 2-й фронт 10. Соты |
||
Япония, например, не имея
земли и природных ресурсов, лидирует на техническом прогрессе, скупая патенты,
торгуя лицензиями. В идеях героя этой серии повестей "Уникум" - фонтан доходных идей. И главной в недавно защищённом дипломном проекте
была идея 15-кратной прибыли от
полуавтоматизированного производства, имевшегося и в этом КБ в его
"пещерном" виде. И
наоборот, невнедрение даже части этих предложений чревато не просто убытками,
а многими бедами. Сколько, например,
арсеналов отравляющих, взрывоопасных, радиоактивных веществ создано без
гарантий финансирования их охраны и эксплуатации?! Сколько вооружений мы
уничтожили, признав их избыточными, но не подлежащими продаже или утилизации? Это же мотовство!
Американцы снятое с вооружения - утилизируют! Сколько ликвидаций
последствий ЧП мы финансируем вместо вложения много меньшего объёма финансирования
в достижение достаточного уровня эксплуатации, охраны, учёта, модернизации во
всех отраслях техники, жизни, городского хозяйства! Проект финансирования цикла эксплуатации должен
создаваться совместно с проектом создания объекта, а исполнение
планов финансирования и получения доходов должно входить в Перечни
Проблем периода эксплуатации объектов. В пакет эксплуатационных документов. Не ведут власти и общество
Перечень
Проблем, нет
и Перечня
Последствий,
нет Перечня Приоритетов, Перечня решений и Перечня проектов решений! Тогда тяжёлые последствия
– неизбежны. Нет денег на ведение Перечней Проблем? Возьми идеи и труд
инициативных групп даром. А честнее – запиши в Гос. Долг.[1] Добейся решения проблем. Верни долг наследникам, когда
извлечёшь, наконец, пользу. Не способен организовать
ведение и анализ Перечней Проблем в регионах и городах даже "на
общественных началах"? Уйди. Ты не управленец. Ты хуже троечника.
Бракодел. Или Злоумышленник. Не хочешь? Вопросы этого ЧП в законодательстве должны решаться не
политически, а экономически. Злоумышленник и группа его поддержки должны возместить
ущерб стране. Желающих
прорваться к власти и "погреться" - сразу поубавится. Невыгодно.
Небезопасно. "Эшелоны власти" очистятся и сократятся. Маленков
десятки лет предлагает эти технологии саморегуляции и очищения. Они не
выгодны только преступникам во власти. Сколько
лет этому театру… По сравнению с возрастом Власти - 30 лет усилий Семёна по
её реформированию "вечно молоды". Пусть запомнятся людям эти подвиги
Гражданина. Когда же люди встряхнутся
и уберут со сцены актёров-мошенников, их режиссёров?… Бывало, и не раз
"всем миром" народ России восстанавливал страну на пепелище. Но при
этом всегда был лидер, достойный героизма народа, и была достойная цель. У нынешних - достояние
народа растекается между пальцев, а в головах за много властных дней не
рождается "национальная идея"… Нет поэтому и желания помогать
"всем миром" правителям, у которых всё валится из рук и всё течёт
меж пальцев. А вот желание дубиной
прогнать и проучить негодных – растёт! Надо
думать, гражданин, кого ставишь к рулю! Надо уметь воспитывать и менять
рулевых. Иначе будешь в кювете! Для нежелающих
жить, думая и отвечая, - должен быть иной статус. Не гражданин, а обыватель[2], мещанин[3], житель, пользователь,
потребитель. От того, что эти некоторые категории отменили, сократив
"уравниловкой" до единственной, - они не исчезли, а принудительно замаскировались. "Человек с узкими
интересами" - не презрительный ярлык, а факт. Все ограничены в разной
степени. Одни – по доброй воле, другие – по степени развития (и по
совокупности этого). Это надо естественно фиксировать. Статус по категориям
гражданства (с разной степенью обязательств граждан) должен разделить
права, обязанности, ответственность. Как гражданина (жителя) перед страной и
обществом, так и государства перед ними. Статусу Гражданин надо соответствовать! Но безответственных жителей, без обязательств
за стабильности и демократичность общества, - должно быть мало. Иначе страна станет
скопищем невежества и злоупотреблений, умные сбегут от грязи, а страна станет
колонией, в руках преступного сообщества мошенников и "олигархов". Не
отделив
"мух от котлет", общество не справится с этой проблемой и болезнью. Для этого в числе "национальных идей" (и в нормах закона)
должно быть воспитание кадров, честный конкурс на качества лидера, и оценка
каждого его действия на соответствие принципам, которым он присягал. О, сколько университетов и
спецАкадемий должны были готовить советских и современных
"умельцев", чтобы так развалить всё в стране, как развалили
"реформаторы" 90-х! Даже сталинский преступный
режим, выросший из смеси революционного бунта и разгула преступности, быстро
наращивал силы страны и благосостояние народа, ибо без этого рухнул бы сам. "Неудачи"
реформаторов кроются в заинтересованности внешних сил, которым они служат, и
которым сильная Россия не нужна. Лучше б меньше, да лучше[4]! Без дырявых рук и мозгов.
Без предателей. Старый лозунг. А правильный. В основе таких
государственных бед – "ненаказуемые" поступки чиновников. Не внёс в план работ. Не внес в план Проблем. Не захотел вести Перечень Проблем. Не обозначил уровень недостаточности
финансирования и уровень возможных последствий. Не поставил вопрос о мобилизации сил
общества на решение проблем, порождающих цепную реакцию проблем. Не
проконтролировал
решение. Не зарезервировал планы и средства на ликвидации ЧП… Подумаешь! Нет ведь наказания. Такой же "умник" не внёс это в Закон, в Указ, в
Постановление, в должностную инструкцию, в трудовой договор… Создал
Условия Запланированного Хаоса. Привёл к разрухе общий труд, общий дом, завод,
отрасль, страну и… – невиновен? Как это? Переведён на "другую
работу", где навредит также. Получая за это оплату
деньгами народа? И опять - без ответа, без неизбежности возместить
весь причинённый им ущерб? Абсурд! Зачем нам быть жертвами безответственных
экспериментов? Уволен на социальную
пенсию общества, которому он нанёс ущерб!? Да ещё с надбавками за "стаж" и
"заслуги"? Дикое преступление! Почему обществу навязывают обязанность содержать (да ещё в
комфорте!) преступника, причинившего гражданам вред, вместо взыскания ущерба
с преступника? Бред! Но именно так было и при
"социализме", и так осталось при
"реформаторах-демократах"! В чьих
интересах
такие правила государства? Это исправлять надо срочно! Чиновник
никогда не внедрит сам себе наказание. И не надейся! Эти правила надо принимать
всенародно. А затем следить за их исполнением управленцами. Вот почему Перечень
Проблем не просто должен быть, но он не может быть отдан на откуп чиновникам. Он должен быть доступен
для изучения и контроля гражданам и организациям, доступен для
свободного внесения Проблем. Обязательной регистрацией каждой объявленной (заявленной) Проблемы. Ответы и отказы, проекты и решения – должны оставаться
в архивах, в электронных базах данных не менее двух-трех поколений. Для
гарантий возможной защиты нарушенных прав и законных интересов. Это защитит
от соблазнов "текущего" мошенничества. Сколько бы не смеялись над
"правилами Маленкова" – они внедрятся. Собирающие
лучшее в марафоне жизни - не могут остаться не оцененными обществом. Желающие
себе блага люди - не могут этот бесценный труд не принять. А бывший дипломник продолжал… фантазировать в среде живого КБ и
производства. Дипломные
проекты (как
и любые разработки) должны приносить прибыль. Бесполезная работа – признак глупости и заказчика, и
исполнителя. Невнедрение прибыльного
проекта, неизвлечение максимальных прибылей – преступление, ущерб стране, обществу.
Обязана быть и кара. Выбор будущих специалистов
представителями Заказчиков (ведущими и главными специалистами, будущими
непосредственными руководителями) должен идти с 3-4 курса, в наблюдении за
их достижениями,
а не на защите единичного (хоть и дипломного) проекта. Курсовые работы студентов должны быть
частью реальных работ Заказчиков, погружающие в требования ГОСТов[5], ТУ[6], испытаний и
эксплуатации, традиционных и экспериментальных технологий. Типовые проекты должны
составлять учебник и задачник, электронные библиотеки. Вчера на магнитной ленте, сегодня - на CD.
Завтра - … Со студентами должны
напрямую заниматься отделы изобретательства и рационализаций. "лучше
меньше, да лучше" – зря отбросили этот лозунг! Он – верный! Практиковаться не в известном и типовом, а в нужном – особый
стимул. Он и
определяет пробелы, стимулирует к учёбе, пока она – доступное и единственное
твоё занятие. А нужно делать всё только на лучшем, на патентуемом и на жизнеспособном
уровне. Должна быть и другая
сторона интереса – право студента на выбор будущего руководителя и фирмы из числа Заказчиков
или свободный поиск трудоустройства. И этого мало. Студент должен аттестовываться на
потенциального Исполнителя, потенциального Организатора-руководителя,
потенциального Изобретателя, руководителя-генератора новых проектов и
направлений.
Ведь для НИИ, например, более нужен "генератор", а не исполнитель,
в число которых "выпадают" "уставшие" и неудачники.
Сочетания "полутонов" можно оценивать в баллах. Всё течёт, всё меняется. В
любой период "поднаторевший" выпускник должен иметь право на
переаттестацию. Сейчас
он переаттестации боится, а должен к ней, к росту, - стремиться. Ан, - нет, ВУЗ этим
заниматься не хочет. А предприятия – тем более. Где же заинтересованное и
ответственное звено? В правительстве? Так оно "не чувствует"
проблемы ВУЗа и предприятия! Поделите вопрос, пункты проблемы,
способы решения, учёта, контроля, поделите функции каждого звена и
ответственность. Без пробелов. И пробуксовка станет редкостью. Любую задачу можно решить поэтапно
и с разделением функций. Всякий эталон в этом жанре
будет субъективен, текучка среды самих аттестующих даст необъективность и
противоречивость
оценок. Сам аттестуемый тоже быстро меняется… Всё верно! Да не надо
аттестацию превращать в привычную "объективную" оценку (отметку)!
Такая аттестация – только символ, стимул. Ведь певец, не победивший в конкурсе
вокалистов, не перестаёт петь! И не шарахается от повторных конкурсов. Но в вокале и музыке
личные достижения каждый делает заново, а эталоны могут держаться столетиями. В авиации же достижения
стареют
раньше износа самолёта, раньше их создателей. Эталон же (стандарт, образец)
должен быть настолько оперативен, подвижен, чтобы не стать
тормозом развития. Но двух
одинаковых инженеров просто не может быть. Даже
при одинаковом наборе изученных наук с одинаковой оценкой на
экзаменах. "Объективный"
фактор всё же есть. Его демонстрируют, например, игры шахматистов. Хочешь
быть гроссмейстером (конструктором Х- категории, ведущим конструктором,
главным, …)? Обыграй гроссмейстера![7] Каждый
отдельный "бой" – субъективен. А в системе: все проекты для внедрения –
только из лучших. Возвращаемся к идее конкурсов мэтров с
новичками или учащимися[8]. Это подтягивает стимулы
обеих сторон. У конструкторов это решить
просто – одно задание дать на 2-3-х конкурсантов. Некоторое удорожание
проекта (на стимуляцию конкурсантов и изготовление двух проектов вместо
одного) обернётся приростом новаторских решений, конкурентоспособностью образцов. В среде ведущих
специалистов исчезнут "блатные" назначенцы. Идеи в голову и талант - не приходят "по блату". У победителя конкурса
"тематического ведущего" должно быть право отбора в бригаду исполнителей
документации и исполнителей в цехах. "Невостребуемые" - естественный отсев
заурядностей или бездарностей. Или заснувших на лаврах. И старые лавры
должны давать дивиденды, но не должны закрывать дорогу молодым. Повод задуматься, если у
них высшие разряды, должности, награды…, а они - "невостребуемые".
Это похоже на позолоченную шелуху, или "блатняк". В "шелуху" могут
выпасть и "заснувшие на лаврах" творцы. У многих сам вырастет
стимул рваться из "гиблой" группы "невостребованных". А
настоящий лидер засорять своё окружение шелухой не будет. Они будут
приспосабливаться, давить, но время и желание общества к очищению решит их судьбу. Правильная саморегуляция должна вести к
прогрессу. Сама жизнь наводит на мысли о необходимости непрерывности
образования специалистов, о поддержании их знаний и способностей "на
высоте". Можно дать и ещё
восемь стимулов. 1). Возможность уже не студенту, а
главному и ведущему специалисту проекта выразить предпочтения определённому
заказу и заказчику. 2). Дайте и Заказчику тоже право
выразить предпочтение – передать исполнение работ определённому разработчику, специалисту. Место в "обоюдоостром"
"рейтинге", как бы сейчас сказали. Немалый стимул! И он "встречный"
и без посредников. Его не определишь "блатом". Ведь Заказчик рискует и
деньгами, и сроками, техническим и общим успехом. В таком рейтинге не будет
"трёх первых" мест при полном замалчивании остальных. Здесь в ряду любой
длины каждый получит свой рейтинговый номер, свой показатель цены и усилий. Надо изучать и отсекать все возможности
фальсификации истин. А вот и ещё вариант. 3). Будущего или признанного
"ведущего" (или "главного") специалиста
"десантировать" на отсталое, среднее и передовое предприятие (подразделение). Можно
учесть предпочтения предприятия и предпочтения специалиста. Бывает, на
некоторые проекты "руки чешутся". Как актёру грезятся роли. Но сидя
на месте, - этих проектов не дождёшься. Экспертные предложения
"спеца-десантника" для улучшения работы "сторонних"
предприятий и их разработок не зависят от благодарности и мстительности
экспертируемых людей и структур. Предложения должны быть доказательны. Новый взгляд на
привычное состояние дел и устоявшихся отношений часто очень эффективен. Удачи эксперта должны идти в баллы его рейтинга. Эксперт-гастролёр заинтересован в
эффекте и эффективности экспертизы. Его труднее склонить к сокрытию недостатков,
чем, например, куратора министерства. Если скрытый недостаток укажет другой
эксперт – предыдущий эксперт (в том числе и куратор, и чиновник инспекций)
должен терять и рейтинг, и имидж, и статус. С "закрытыми" производствами - не
сложнее. Есть международный опыт "проверки проверяющих" в полиции, армии. Статус
независимого судьи, эксперта – это не только мера квалификации, но также мера
доверия и чести. 4). Проекты и экспертные
предложения не должны отвергаться, если сиюминутно они не вписываются в желаемые
сроки или сметы. Этот золотой фонд идей должен быть открыт для внедрения, заимствования,
лицензироваться на продажи. 5). Никогда нельзя пренебрегать
международной защитой технических идей. Иначе придётся покупать чужие лицензии за
неумение продавать свои. Или бесконечно отстать в блокаде чужих патентов. 6).
"Штатное расписание" фирм из строго обязательного должно стать оперативно-рекомендательным при определении
квалификаций работников. Нельзя, например, токарю запретить расти от 1 разряда до высшего.
Почему же инженер в росте по квалификации ограничен отсутствием вакансии
(нужной категории) в штатном расписании? Выгодно ли ждать смерти или увольнения коллеги
для занятия "разрядного" места? Зачем стимулировать "борьбу
локтями"? Вырос – экзаменуйся! Если оркестру не вредит состав из одних
талантов, то почему группа проектировщиков, КБ не может состоять из
"нелимитированного" количества лиц высших категорий? Почему
не предусмотреть "конкурсные" места, места "генераторов
идей". Если ты не можешь
оплачивать услуги специалиста, который сдал экзамены на более высокую
квалификацию, ты обязан помочь ему найти место, а себе купить услуги
специалиста "попроще". 7). "Генераторам идей" полезны творческие
командировки.
Без всякой претензии на конкурс за должность или на перехват проектов. Обмен яблоками сохраняет их число. Обмен идеями –
их умножает. На "гастрольный заезд" талантливого "генератора
идей" может установиться очередь. "Предоплата" гонорара неэффективна.
Привлечёт и наплодит мошенников, симулянтов. Нереализация советов или невыплаты доли прибыли в
гонорар "генератору идей" должна быть в общедоступной "Чёрной"
базе данных,
что лишит мошенников желающих тратить на них свой талант. А судебные выплаты
могут и разорить вороватых любителей интеллектуальной "халявы". 8). В рейтинге среди равных по статусу (по должности или
квалификации) тоже должен быть стимул. Его может составить не только почётные
звания, но и более высокая оплата труда. Заказчик сначала должен отмечать свои предпочтения в рейтинге. Потом
может отдать заказ и тому, чьи услуги "дешевле", "по
карману". Если рейтинг правильный, заказ и высокая оплата признанного
лучшим неизбежно будет получена от другого заказчика. Открою секрет: студент Маленков "копал" в библиотеках
многое сверх учебной программы ВУЗа. Так у Д.И. Менделеева (а МАТИ – это не химия, а
авиация!) ему нравилась идея, кажется, впервые сформулированная именно в России, - о непрерывности
образования.
Она нашла отражение в программах подготовки инженеров и техников
промышленности ещё прошлого века и под названием "Русский метод
технического образования" отмечена медалями (!) на Всемирной выставке в Париже в 1867
и в 1878 г.г., в 1873 г. - в Вене, в 1876 г. - в
Филадельфии. Более 130 лет назад! В 1909 г. на
Всероссийской выставке в Казани Московское промышленное училище (ныне РХТУ
им. Менделеева) удостоено Большой золотой медали "За
образцовую постановку учебного дела". Как полувековой
прогрессивный опыт оказался забытым потом на 80 лет при "народной"
власти!? Почему возникла слепота историков
народного образования в стране, строящей справедливое общество,
демонстрирующей небывалые успехи народа? Ещё в прошлом столетии Д.И. Менделеев писал: "Учебные заведения для первоначального высшего и среднего
образования могут приносить наибольшую пользу только при условии
непрерывности (образования). Под этим словом я подразумеваю возможность
для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода
в высшие заведения. Пока устройство всей системы училищ не подчинено этому условию, -
нет никакого ручательства ни в полной удовлетворённости состава высших
училищ, ни в усилении учёных сил страны, потому что таланту закрывается
или затрудняется дорога. Без условия непрерывности, при многих
обстоятельствах, искусственно оборванное образование представляет даже
опасность, а именно – для наиболее талантливых лиц, судьба
которых должна быть дорога всему обществу". Надо сказать, что искусственно оборванное образование,
создание препятствий талантам – это не только опасность таланту, это опасно
стране,
теряющей таланты и результаты их творчества. Разбросаешься! До повторения этих мыслей в повестях "Уникум", они вошли в Таблицы законодательных
инициатив Маленкова, направлялись в МинВУЗ, в СовМин и ВС[9] СССР… И не внедрено. Это (как вариант подлежащего наказанию) должно войти в статьи
закона о причинении ущерба. Как
скверно учились нынешние профессора и министры Высшего Образования, если не
просто описанные, но и всемирно признанные идеи и достижения России прошлого
столетия отброшены и забыты. Несмотря на напоминания. Письма Маленкова, пока не академика и не министра, отбрасываются,
несколько десятилетий летят в корзину, списываются в архив, уничтожаются
вместе с "ненужной" текучкой. В 85-м Семён обращается уже
к Ягодину Г.А., бывшему ректору МХТИ, назначенному министром высшего и
среднего образования СССР. Уж он-то Менделеева поддержит! Но нынешний
академик РАН, видимо, предпочитал родные ему химические проблемы ядерной
энергетики. А может, как принято, не читал всех писем сам. Вместо министра
очередной "порученец" благодарил Семёна дежурной отпиской за
высказанные идеи… Идеи
остались не внедрёнными и даже не вписанными в государственный Перечень Идей,
который тоже внедрять не желают…[10] Если обменяемся яблоками, опять будем иметь по одному. Если
поменяемся идеями, будем иметь по две. Среди чиновников России
этот закон природы для Хомо Сапиенс - не действует. Тут ближе другие законы: В одно ухо влетает, в
другое… вылетает. Меж пальцев течёт… Кто аттестовывает и допускает таких чиновников к
работе? Видно, они в школе не
любили задачки про бассейны, где две трубы наливают, а из одной выливается. У
них наполняемость - нулевая. Всё - сквозь пальцы течёт. Люди,
зачем вам - такие? Смените! Накажите! Внесите обязательное возмещение вреда -
в исполняемые нормы! |
"Капризный
новичок" – к началу страницы \\ к началу повести \\ к продолжению – часть IIc – п.2.3.
ã Фонд гражданских
инициатив, МО МОИП, 2000-2012 \\
ã
Маленков С.К.,
член международного Союза славянских журналистов
ã Гражданская
инициатива Ò, е-журнал МО МОИП,
1998-2012
Здесь Вы можете выбрать код
наших банеров и текстовых ссылок из расширенного списка
и поставить его на Ваш сайт (тут - автообмен ссылками)
Обновление:
01-05-2012fog
[1] Взяв идею у автора даром, ты совершаешь преступление против автора и интересов его семьи. Не внедрив
полезную идею, - ты совершаешь преступление против общества, государства, а то и против
человечества в целом.
[2] В Советском
Энциклопедическом словаре ОБЫВАТЕЛЬ: 1) в Росс. империи - офиц. назв. сословия
горожан
(почётные граждане, гильдейское купечество, мещане или посадские, ремесленники
или
цеховые).
К обывателям фактически относились представители различных классов: буржуазии,
мелкой
буржуазии,
пролетариата.
2)
Все постоянные жители города дореволюционной России.
3) Человек, живущий мелкими, личными интересами.
(Маленков С.К. предлагает и имеет ввиду именно
эту
формулу-статус для обывателя)
[3] В Советском
Энциклопедическом словаре МЕЩАНИН: в Российской империи в 1775-1917 податное
(доесть
облагаемое податью, налогом) сословие из бывш. посадских людей - ремесленники,
мелкие
торговцы
и домовладельцы. Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами
самоуправления.
До 1863 по закону могли подвергаться телесным наказаниям. Переносное - люди с
мелкими
интересами, ограниченным кругозором.
Маленков предлагает сохранить статус "местного
жителя с правами самоуправляемого сообщества"
[4] название одной их
публикаций В.И. Ульянова (Ленина)
[5] = государственный стандарт
[6] = технические условия
[7] Эту идею он предложит и попробует внедрить при получении первой разработки прибора для Як-42.
[8] она описана в повести
"Уникум, мечтавший о безработице"
[9] Верховный Совет
[10] Первое издание повести вышло в марте 200 г., а в декабре 2000 Маленков С.К. защитил в Академии
Туризма (РМАТ) дипломную работу "Правовые вопросы в сфере образования", которая была заказом для
докторской диссертации ректора академии (без ссылок на автора идей). Но и такой уровень внедрения не
привёл к включению всего там предложенного в списки идей для внедрения через министерство
образования и министерство культуры, министерство юстиции. Возможно, и другие студенты были
обворованы для ничтожного титула, которым и воспользоваться ректор не успел, - быстро умер.